Медицинская информационная система: как выбрать?

и как медицинские информационные системы повышают эффективность клиник
Эксперты прогнозируют, что уровень цифровизации медицины в России достигнет рубежа 90% к 2025 году.
Вместе с оцифровкой медицинских карт, система заботы о здоровье постепенно переквалифицируется в пациент-ориентированную, где не пациент идет к врачу с жалобами, а лечащий врач, видя отклонения в показаниях здоровья, связывается с пациентом до того момента, как он заболел.
Ядро здравоохранения нового поколения - электронная медицинская карта (ЭМК), в которой в цифровом виде собраны все данные о состоянии здоровья человека с момента его рождения.

На сегодняшний день ЭМК используются уже в 94% больниц США. В России создается Единая государственная система в сфере здравоохранения.
В современной экосистеме здравоохранения, основанной на данных, медицинские информационные системы выступают базой автоматизации бизнес-процессов и документооборота медицинских учреждений, поддержки принятия медицинских решений, объединяя данные ЭМК, диагностических манипуляций и носимых устройств для мониторинга жизненных показателей.
Медицинская информационная система (МИС) — система автоматизации документооборота для лечебно-профилактических учреждений, в которой объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские карты о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация.
Учитывая то, что большинство медицинских организаций выбирают систему 1 раз в жизни, выбор оптимального продукта становится один из важных этапов в жизни любого медицинского центра. Некоторые клиники делают не всегда осознанный выбор МИС, впоследствии сталкиваясь с тем, что система им просто не подходит.

Когда клиника понимает, что на рынке есть более продвинутые и удобные информационные системы - то возникает следующий барьер - стоимость МИС при замене. Часто она оказывается гораздо больше покупки старой системы, так как кроме стоимости лицензий и внедрения появляются скрытые расходы в виде времени собственных сотрудников и возможных неудобствах при обслуживании пациентов.

Именно поэтому необходимо максимально точно определить критерии выбора медицинской информационной системы, которая не на словах, а на деле увеличит эффективность и доход медицинской организации.

Как выбрать медицинскую информационную систему?

  • Специализация Медицинского Центра и МИС
  • Техническая инфраструктура
  • Гибкость ценообразования
  • Основные и поддерживающие функции
  • Качество интерфейса
  • Интероперабельность
  • Возможности для развития
  • Маркетинговые инструменты
Специализация Медицинского Центра и МИС
Так же как и клиники, МИС могут быть разработаны для многопрофильных медицинских учреждений, как и для узкоспециализированных. Если Ваша клиника - узкоспециализированная, то выбирайте МИС с функционалом, учитывающим специфику бизнес-процессов, например, стоматологической клиники.

Некоторые системы, например, Биомис, могут быть внедрены как в многопрофильных клиниках, так и в узкоспециализированных - например, в центрах реабилитации разного профиля. Набор функций при этом будет настраиваться с учетом ваших задач и бизнес-процессов.
Техническая инфраструктура
Большинство игроков на рынке предлагают как стационарные, так и облачные варианты хранения данных из медицинских информационных систем. Разумеется, всегда лучше иметь и локальный, и облачный сервер, чтобы обеспечить максимальную непрерывность бизнес-процессов на предприятии и постоянное резервирование важных данных. Тем не менее, очень дорого содержать и штат IT-специалистов, и облачный хостинг. Именно поэтому менеджеру, отвечающему за ИТ-инфраструктуру или самому руководителю клиники, приходится выбирать что-то одно.

Те клиники, которые выбирают работу МИС на базе собственного сервера, вынуждены в дополнение к управлению клиникой обслуживать полноценную IT-инфраструктуру, что становится крупной статьей дополнительных расходов: в столице, стоимость только системного администратора обойдется клинике минимум в 600 000 рублей в год!

Кроме этого, в процессе развития клиники могут возникнуть трудности с масштабированием системы, да и емкость для хранения данных на локальном сервере ограничена.

Аналитики считают, что основной драйвер цифровизации здравоохранения - это растущий уровень использования облачных систем и вычислений в медицинских организациях. Облачные вычисления обеспечивают доступ к данным пациентов как провайдерам медицинских услуг, так и производителям устройств. При этом анализ такой информации может производиться удаленно, благодаря чему обеспечивается существенная экономия средств.

В отличие от локальных серверов, в "облаке" данные защищены постоянно совершенствующейся системой шифрования и возможностью резервного копирования и последующего восстановления.
Гибкость ценообразования
Схем оплаты на рынке медицинских информационных систем существует великое множество:


  • Плата за лицензию - применимо к версиям на стационарном сервере, когда клиника единовременно оплачивает программу. Часто сервис технической поддержки оплачивается отдельно.
  • Плата за версию системы (например, базовая и премиальная) - отличаются по наполнению модулями и цене
  • Плата за модули - конструктор функций под нужды клиники, где каждый модуль оплачивается отдельно
  • Плата за основной функционал с покупкой дополнительных функций отдельно
  • Плата за рабочие места - полноценный функционал с фиксированной платой за рабочее место.
  • Freemium - базовый функционал бесплатен, дополнения - за отдельную плату

Биомис - это SaaS решение, которое предполагает полный функционал, обучение и техническую поддержку 24/7 в обмен на абонентскую плату за каждое рабочее место. Такой вид оплаты оптимален для оцифровки бизнес-процессов клиник любого размера и быстрого расширения бизнеса в будущем. Чтобы подключить нового врача или филиал - нужно зайти в личный кабинет и сделать пару кликов.
Основные и поддерживающие функции
Медицина. Представители медицинской части бизнеса в первую очередь интересно отображение медицинской информации в системе, например, заключения, результаты анализов и обследований. При выборе МИС учитывайте, что в зависимости от профиля клиники, требования к системе с точки зрения медицинской части будут отличаться. Например, для стоматологической клиники удобно иметь фото всех зубов в 3D и вести историю по каждому зубу отдельно. Для клиники репродуктивной медицины удобно объединять карточки пары, а также предусмотреть сущности «эмбрион» и «яйцеклетка» в программе. У родильного дома есть потребность в ведении истории по новорожденным, так как до рождения фигурирует только мама, а после рождения детей появляются еще один или несколько новых «пациентов».

Финансы. Трудозатратной при внедрении медицинской информационной системы является интеграция с финансовой частью. Интеграция МИС с бухгалтерией может привести к определённой экономии средств при закупках расходных материалов и медикаментов, планировании себестоимости услуг, но нужно быть готовым к большим затратам со стороны сотрудников медицинского центра для того, чтобы финансовая часть МИС работала эффективно.

Сервис. Борьба за пациента усиливается вместе с темпами развития медицины. И хотя медицинская часть была и всегда будет ключевой в деятельности медицинских центров, пациент не заинтересован в ее оценке. Однако, пациент чрезвычайно восприимчив к сервисной составляющей и точно может ее оценить. Продуманная сервисная часть в современных МИС помогает ускорить процесс записи на приём, эффективно распределить время приёма, автоматизировать напоминание пациентам о приёме.
Качество интерфейса
Выбирая МИС, клиника в также должна обратить внимание на удобство и простоту в работе – это и есть продуманный интерфейс.

Юзабилити информационной системы - это способность системы позволять пользователю выполнять свои задачи эффективно, безопасно, действенно и с удовольствием. Оцените юзабилити, попросив производителя МИС показать вам систему в действии. Очень важно, чтобы взаимодействие с системой было простым, понятным и в то же время функциональным - тогда с работать будет удобно и приятно, а обучение пройдет быстро и легко, вызвав только позитивный отклик у сотрудников.
Интероперабельность
Одним из барьеров роста уровня цифровизации здравоохранения эксперты называют нестандартизированность форматов данных, в которых на сегодняшний день хранится медицинская информация, что обуславливает необходимость перехода на единый стандарт обмена информацией.

Развитие таких инструментов, как открытые интерфейсы разработки приложений (API), и стандартов, таких как Fast Healthcare Interoperability Resources (FHIR), позволяет избавиться от технологических барьеров для интероперабельности.

Целью стандарта является обеспечение взаимодействия между устаревшими системами здравоохранения, а также доступ к медицинским данным с различных устройств.

Cтандарт HL7 FHIR используется и в медицинской информационной системе Биомис - что позволяет нам получить доступ к "базам знаний" для выявления алгоритмов возникновения заболеваний с целью их предупреждения с помощью технологий Биомис, а также дает возможность клиникам собирать данные с носимых устройств пациентов и проводить профилактический мониторинг состояний пациентов.
Возможности для развития
При выборе МИС нужно понимать, насколько стремительным видится руководству развитие медицинского учреждения.
Многие медицинские центры стремительно развиваются и внедряют онлайн-кабинеты пациентов с результатами анализов, обследований и заключениями врача, аналитическую отчетность, сложные мотивационные системы персонала.
В долгосрочной перспективе важно иметь возможность быстро масштабировать медицинскую информационную систему в условиях растущего штата или в новом филиале клиники.
Маркетинговые инструменты
Медицинский маркетинг - это сложная и специфичная тема. Как и в любом другом бизнесе, в медицине есть свои тонкости, понимание которых является ключевым моментом в продвижении. Маркетинг выступает с одной стороны как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а с другой - как область особого производства (сбыт, сервис, реклама).

Обратите внимание, есть ли в предлагаемой медицинской информационной системе аналитический модуль, который показывает, с какого канала привлечения лидов пришел клиент, какая услуга самая популярная и какая проседает,

Так вы сможете принимать управленческие решения, основанные на точных данных, а это значит, что и эффект от таких решений будет весомее.

Мощным инструментов с клиентами - а, значит, и сбыта услуг - является коммуникация через мобильные каналы связи. С помощью уведомлений клиника может не только напоминать о приеме, но и вовлекать пациентов в профилактику, тем самым повышая лояльность клиентов, увеличивая частоту профилактических визитов и доход.
Подписывайтесь на наш блог
Чтобы быть в курсе новостей о Биомис
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
14 НОЯБРЯ / 2018
Made on
Tilda