Как открыть успешную клинику?

Шаг 2: Создание работающего бизнес-плана

По мнению экспертов MedScape, для открытия клиники, которая будет в прибыли даже в самые темные времена, нужно предпринять четыре простых шага:

  1. провести стратегический анализ,
  2. создать работающий бизнес-план,
  3. внедрить созданную стратегию,
  4. постоянно оценивать результаты, ища области для развития.

Мы осветим все 4 этапа с подробными инструкциями в ближайшие несколько недели. Сегодняшний материал посвящен шагу №2 - бизнес-плану. Первый шаг откроется по ссылке выше.
Cоздание бизнес-плана - шаг 1
Поиск и приоритизация идей
После проведения стратегического анализа, принимаемся за составление стратегического плана действий. Иногда для стратегического планирования клиники нанимают специальных консультантов. Однако, эффективным будет собрать все данные и организовать мозговой штурм с сотрудниками, чтобы собрать идеи от участников бизнес-процесса на разных этапах.

По результатам мозгового штурма с командой вы сможете выделить топ стратегий с наиболее высоким финансовым, конкурентным или креативным влиянием на ваш бизнес. Идеи, не вошедшие в список топовых стратегий, вы сможете использовать в будущем.
Одним из методов поиска и приоритизации стратегий является оценка каждой идеи на степень влияния на ключевые факторы успеха бизнеса. Ключевые драйверы успеха отличаются от разных типов бизнеса, но в основном выделяют следующие:

  • Временные затраты на внедрение стратегии;
  • Стоимость внедрения стратегии;
  • Доход от внедрения;
  • Рост уровня привлечения пациентов от внедрения стратегии.
Проранжируйте каждую идею по пунктам, присваивая оценку от 1 до 5, где 5 - наиболее позитивное влияние, а 1 - наиболее негативное. Оформите данные в таблицу для удобного анализа.
Как видно из таблицы, идея расширить часы для приема набрала наибольшее количество очков, поэтому попадает в топ. Метод очень упрощенный, вы также можете расширить диапазон оценки до 10 или 100 очков по каждому пункту. Кроме этого, вы можете менять ключевые драйверы успеха на те, которые относятся к типу вашей практики.Конечно, такой метод оценки стратегий - чисто математический.

Существует множество альтернативных способов, например, "шесть шляп мышления", система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно. Подробнее читайте здесь.

Этот метод позволяет оценить каждую стратегию с шести разных позиций, помогая оценить все критические для стратегии элементы. Прелесть этого метода в том, что каждый участник мозгового штурма должен посмотреть на идею с позиции коллеги с другой функцией.

Несмотря на то, что процесс генерации и выбора стратегий может казаться трудозатратным, время, потраченное на качественную проработку и ранжирование стратегий поможет вашей клинике стремительнее приближаться к успеху, ведь бизнес, в котором решения принимаются осознанно и взвешенно, обычно более успешен чем тот, в котором привыкли только реагировать на изменения рынка.
Cоздание бизнес-плана - шаг 2
Определение состава проектной группы для создания и реализации бизнес-плана
После того, как выбранные стратегии проанализированы и приоритизированы, вам нужно понять, кто будет ответственен за внедрение стратегии. В небольших коллективах это часто один-два человека, но MedScape также рекомендует вовлечь и других коллег для поддержки лидеров проекта по внедрению стратегии. Создание такого "проектного офиса" упросит внедрение стратегии и обеспечит большие шансы на успех в долгосрочной перспективе.

Затем люди, ответственные за внедрение, будут заниматься расширением объема исследований для полной разработки стратегии и за поиск дополнительной информации, необходимой для подготовки подробного плана действий. Для примера с идеей сделать акцию на приемы в непопулярные часы, MedScape предлагает простой пошаговый план:
1
Выберите дату старта работы по новому режиму
2
Определите новый расширенный режим работы
3
Определите размер штата сотрудников для работы в обновленном режиме
4
Проанализируйте текущее расписание чтобы узнать, можно ли привлечь текущих сотрудников к работе в расширенном режиме
5
Определите, что может помешать пациентам посещать клинику в дополнительные часы работы
6
Составьте расписание и наймите дополнительный персонал, если необходимо
7
Определите каналы коммуникации, через которые будете общаться с пациентами и узнайте цены на рекламу в этих каналах
8
Разработайте маркетинговые материалы на тему нового расписания
9
Определите бюджет на маркетинг и рекрутинг, добавьте статью в бюджет на ближайшие 12 месяцев
10
Утвердите план у руководителя клиники
11
Опубликуйте рекламу об открытии клиники по новому расписанию.
12
Встречайте пациентов
Помните, что в процессе создания детального плана по внедрению любой стратегии, важно получать обратную связь от персонала. Если у коллег есть возражения по поводу стратегии, можно вовлечь их в процессы к проектной команде до запуска процесса внедрения.
Cоздание бизнес-плана - шаг 3
Разработка плана действий с учетом ответственных лиц и сроков
Следующий шаг после создания детального плана действий и его утверждения - это детализация шагов и назначение реалистичных сроков их выполнения. Успешный план действий учитывает возникновение непредвиденных обстоятельств и учитывает это в постановке сроков.

MedScape предлагает шаблон простой таблицы для создания плана с привязкой к ответственным и крайним срокам:
Cоздание бизнес-плана - шаг 4
Измеримые результаты
Чтобы бизнес-план был наиболее эффективным, он должен иметь измеримые результаты, которые коррелируются с заявленной миссией и видением организации. Часть процесса разработки плана заключается в определении ключевых измеримых результатов и создании методов мониторинга этих результатов на постоянной основе.

В примере про изменение расписания, метриками могут быть начальные расходы до открытия, чистый доход от увеличения рабочих часов и количество новых пациентов в неделю.

Некоторые клиники не отслеживают доход, полученный за час работы клиники, или расходы, понесенные за этот же период времени, они также могут не отслеживать новых пациентов за неделю. Чтобы оценить результаты внедренного плана, необходимо пользоваться медицинской информационной системой, в режиме реального времени оценивать результаты плана и принимать решения, основанные на данных.
Cоздание бизнес-плана - шаг 5
Синхронизация команды
Последний шаг - проведение финальной встречи с командой, ответственной за реализацию стратегии и другими заинтересованными сторонами. На этой встрече каждый может поделиться тем, какие возможные проблемы и препятствия для успеха проекта видит сотрудник. Вместе подумайте о наихудшем сценарии реализации стратегии и составьте список проблем. Затем, один за другим, придумайте решения, которые помогут бороться с этими проблемами еще до их появления.

Еще один вопрос, который необходимо изучить, - это то, как новая стратегия повлияет на остальные бизнес-процессы клиники, и выявить потенциальные проблемы и препятствия, которые будут созданы новой стратегией. Возвращаясь к приведенному выше примеру, когда практика добавляет больше часов утром для наблюдения за пациентами: увеличенный пациентопоток может помешать постоянным пациентам, которые приходят на ранние заборы крови.

Постарайтесь выявить как можно больше потенциальных препятствий для успеха клиники и создайте решение, пригодное для всех сторон. Это должно уменьшить количество "пожаров", которые необходимо будет тушить в первые несколько недель после запуска клиники по созданному плану.

Закажите презентацию БиоМИС

и получите 15% скидку на первый год работы с медицинской информационной системой БиоМИС
и 30 дней использования бесплатно!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Материал подготовил:
Александра Митрошкина
Глава отдела маркетинга Биомис
Опубликовано 1 марта 2019 года.